1. Вы сидите в припаркованном автомобиле и выпиваете с приятелями. Подходит инспектор и требует: «Предъявите документы». И уверяет, что вы выпивали за рулем. Дальнейшее развитие сюжета: «Пройдемте для медицинского освидетельствования», встреча с судьей и лишение прав.
КАК БЫТЬ?
Забудьте, что вы водитель! Закон «О безопасности дорожного движения», статья 2: «Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира». Вывод: перемещения нет, а значит, человек за рулем стоящего вне дороги автомобиля - не водитель.
Если дело дойдет до протокола, ищите понятых. Обратите их внимание на то, например, что двигатель холодный, и попросите внести этот пункт в протокол.
Еще вариант: поинтересуйтесь у инспектора, что именно записано в служебных книжках и карточке, где оговорен его маршрут. Если появление инспектора в вашем дворе - не приказ высшего начальства, то его действия незаконны. Заметьте, отмазка «проезжали мимо» не пройдет - сквозное движение через дворы запрещено ПДД.
Е. К.: - Да, привлечь к ответственности можно только водителя, управляющего машиной. Но на практике сотрудники ДПС могут составить рапорт, что они пытались остановить авто нарушителя, устроили за ним погоню и остановили только в гаражном кооперативе.
Что касается маршрута гаишника... Конечно, почувствовав вашу подкованность, инспектор может перестать придираться к вам. Однако он в принципе не обязан предъявлять вам другие документы, кроме служебного удостоверения. Словом, главный совет: выпили - не подходите к автомобилю.
2. Вас останавливают за превышение скорости. Инспектор предъявляет показания радара, но там нет ни номера вашей машины, ни вашей фотографии. Значит, это не ваша скорость.
КАК БЫТЬ?
Радар должен иметь сертификат и акт проверки (ст. 26.8. КоАП). Требуйте оригиналы документов - имеете право (ст. 25.1 КоАП). Если оригиналов нет, пишите в протокол, что документы не представлены и доверять показаниям радара нельзя. Удостоверьтесь, что радар опломбирован. Для разборок в ГИБДД изучите инструкцию именно к этому типу радара (ищите в Интернете). Важно: закреплен ли он, дальность действия. Даже нагрев на солнце мог исказить результаты.
Учтите: знак не может ограничивать скорость больше, чем на 20 км/час по отношению к предыдущему знаку (ГОСТ п. 5.4.22). Например, за городом разрешены 90 км/час. И если нужно установить ограничение в 50 км/час, то сначала ставят знак 70 км/час, а уж потом 50 км/час. Требование не выполнено? Обжалуйте протокол.
Е. К.: - Привлекайте понятого и предъявите ему показания радара. Если инспектор не предъявит радар, будет дополнительное основание ему не верить.
3. Чтобы предупредить встречную машину о посте ДПС, вы поморгали фарами. Пример из жизни: «девятка» зимой ехала с небольшим превышением. Увидев радары, водитель резко нажал на тормоз: одно колесо - на наледи, другое - на асфальте. В итоге вылетел на встречную, под автобус. Два трупа. Моргайте, может, кому-то жизнь спасете.
КАК БЫТЬ?
При моргании вы «играете» ближним и дальним светом. В ПДД и КоАП нет пункта, который запрещает моргать фарами ближнего света. Но есть ограничения по фарам дальнего света (19.2) - их нельзя использовать в городе, а лишь вне населенного пункта. Вас поймали за моргание в городе? Можете сказать, что так вы попросили встречную машину переключить дальний свет на ближний. Это обговаривается в пункте 19.2 ПДД. Сотрудник ГИБДД вряд ли погонится за встречной машиной, которая якобы ехала в городе с дальним светом. А с вас взятки гладки - вы поступили по закону.
Е. К.: - Задача инспекторов - не наказать как можно больше водителей, а предупредить нарушения. Моргая фарами, вы помогаете этому. ГИБДД должна спасибо сказать таким водителям!